Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Всероссийское совещании с ректорами «Совершенствование государственной регламентации образовательной деятельности»

Всероссийское совещании с ректорами «Совершенствование государственной регламентации образовательной деятельности»
В Санкт-Петербурге с 5 по 6 декабря 2019 года прошло совещание с ректорами  на тему: "Совершенствование государственной регламентации образовательной деятельности".  Заместитель руководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова рассказала об изменениях в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, принятых в 2019 году. Эти изменения касаются, в частности, уменьшения перечня документов для прохождения госаккредитации, увеличения доли документов, используемых при аккредитации, которые достаточно разместить в открытом доступе на сайте образовательной организации без предоставления их в Рособрнадзор в бумажной форме. Также принятые изменения конкретизируют квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, предусматривают использование результатов независимой оценки качества образования для получения госаккредитации. Для образовательных организаций установлена возможность устранения выявленных в ходе государственной аккредитации несоответствий требованиям ФГОС. Принятые изменения призваны сократить нагрузку на образовательные организации при прохождении процедуры госаккредитации.

         Ключевыми элементами новой модели должны стать: переход от формальных процедур контроля, когда проверяются данные на бумаге, к реальной оценке знаний, смещение акцентов от проверок и наказаний по фактам выявленных нарушений к проведению мониторингов и выработке рекомендаций по развитию, реализация мер профилактики нарушений, дифференциация подходов к регламентации контрольно-надзорной деятельности по видам и уровням образования, привлечение к мониторингам высшего и среднего специального образования представителей работодателей, рассказала начальник юридического отдела Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Дарья Аксенова.

         По ее словам, «регуляторная гильотина» будет иметь два направления: модернизация процедур государственной регламентации образовательной деятельности (лицензирования, государственной аккредитации, федерального государственного контроля качества образования и надзора в сфере образования) и актуализация лицензионных требований к образовательной деятельности с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.

         В рассматриваемой новой модели разрешительной процедурой может остаться только лицензирование образовательной деятельности без государственной аккредитации, а государственный контроль и надзор в своем нынешнем виде трансформируется в единый вид контроля и надзора, который будет включать в себя как контроль соблюдения требований законодательства, так и контроль качества образования.

         «Лицензионные требования – это совокупность базовых требований, которые должны выполнять любые образовательные организации. В настоящее время они не содержат никаких требований к содержанию образовательного процесса. Рособрнадзору интересно мнение и комментарии профессионального сообщества, можно ли в лицензионные требования вкладывать в том числе требования к содержанию образовательной деятельности», - отметила Дарья Аксенова.

         По ее словам, модель «регуляторной гильотины» строится на уходе от проверок и наказаний как приоритетных задач к мониторингам и рекомендациям по развитию. При этом должны быть упразднены избыточные выездные контрольно-надзорные мероприятия, такие как выездные документарные проверки и экспертиза с выездом при проведении госаккредитации.

         При выборе контрольно-надзорных мероприятий должен применяться риск-ориентированный подход, при котором образовательные организации будут подвергаться постоянному мониторингу в целях отнесения к одной из четырех категорий риска: низкий риск, умеренный риск (плановый контроль раз в 2-6 лет), значительный риск (плановый контроль раз в 1-4 года) и чрезвычайно высокий риск (плановый контроль 1-2 раза в год).

         «Это первые подходы к новой модели контрольно-надзорной деятельности, они дискуссионные, в них пока заложены определенные развилки, различные пути решения имеющихся проблем. Часть из этих путей может оказаться непригодной, поэтому сейчас нам важно собрать все мнения», - подчеркнула Дарья Аксенова.